учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
2.7.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.
В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.
Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности (разработанная школой Программа).
В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа:
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.
Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАДЕЛ
3.1. Учебный план МБОУ Брасовского района Хотеевская основная общеобразовательная школа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(9 КЛАССЫ)
Учебный план для 9 классов разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» (с изменениями);
-приказом Министерства образования и науки РФ от 09 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
-приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями);
-приказом Департамента образования и науки Брянской области от 12 апреля 2017 г № 680
«О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на
2017-2018 учебный год»;
Учебный план состоит из трёх частей: федерального компонента, регионального компонента и компонента образовательной организации.
Предметы федерального компонента «Музыка» и «Изобразительное искусство» в 9 классе преподаются по полугодиям : в I полугодии – музыка (16часов 16 часов в 9 классе., во I I полугодии – изо (18 часов в 9 классе).
Для преподавания краеведческих модулей курса «Брянский край» в рамках соответствующих предметов федерального компонента в региональный (национально-региональный) компонент введено по 1 часу в неделю по предметам:
9 класс – история (для изучения модуля «История Брянского края»).
Для организации предпрофильной подготовки в 9 классе введено 0,5 часа в неделю по предмету «Технология» для преподавания курса «Самоопределение».
Компонент образовательной организации в учебном плане направлен:
на изучение предметов федерального компонента:
- русский языку 9 класс – 1 час;
- эл. у.п. «Подготовка к ГИА по математике» 9 класс – 0,5 часа; технология (самоопределение) – 0,5 часа
Занятия ведутся в одну смену по следующему режиму:
- 9 класс- 5-дневная учебная неделя;
Продолжительность учебного года:
- 9 класс – 34 учебные недели
Продолжительность урока:
Формы промежуточной аттестации учащихся при получении
основного общего образования
На основании статьи 58 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" освоение образовательной программы, в том
числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса дисциплины (модуля)
образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.
Учебные предметы
|
Формы промежуточной аттестации/классы
|
8
|
9
|
Русский язык
|
Контрольный диктант
|
Контрольный диктант
|
Литература
|
Сочинение
|
Сочинение
|
Иностранный язык
|
Контрольная работа
|
Контрольная работа
|
Математика
|
Контрольная работа
|
Контрольная работа
|
Информатика и ИКТ
|
Контрольная работа
|
Контрольная работа
|
История
|
Тестирование
|
Тестирование
|
Обществознание
(включая экономику и право)
|
Тестирование
|
Тестирование
|
География
|
Контрольная работа
|
Контрольная работа
|
Физика
|
Контрольная работа
|
Контрольная работа
|
Химия
|
Контрольная работа
|
Контрольная работа
|
Биология
|
Контрольная работа
|
Контрольная работа
|
Искусство (Музыка и ИЗО)
|
Тестирование
|
Тестирование
|
Технология
|
Проект
|
Проект
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
Тестирование
|
Тестирование
|
Физическая культура
|
Контрольные нормативы
|
Контрольные нормативы
|
Освоение учащимися основной образовательной программы основного общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной.
|