некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх и т. д.);
получают первичный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, выражения себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда, школьных кружков и творческих объединений, литературных и художественных салонов, в процессе проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств и т. д.);
участвуют вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионнокраеведческой деятельности, реализации культурнодосуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательной организации своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
получают элементарные представления о стиле одежды как способе выражения душевного состояния человека;
участвуют в художественном оформлении помещений.
Правовое воспитание и культура безопасности:
получают элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах гражданского общества, о законах страны, о возможностях участия граждан в общественном управлении, о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями органов государственной власти, общественными деятелями и др.);
получают первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека, учатся отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни (в процессе бесед, тематических классных часов, в рамках участия в школьных органах самоуправления и др.);
получают элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав гражданина (в процессе знакомства с деятельностью детскоюношеских движений, организаций, сообществ, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детскоюношескими организациями);
получают первоначальный опыт общественного самоуправления в рамках участия в школьных органах самоуправления (решают вопросы, связанные с поддержанием порядка, дежурства и работы в школе, дисциплины, самообслуживанием; участвуют в принятии решений руководства образовательной организацией; контролируют выполнение основных прав и обязанностей; обеспечивают защиту прав на всех уровнях управления школой и т. д.);
получают элементарные представления об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур (в процессе, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями органов государственной власти, общественными деятелями, специалистами и др.);
получают первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, проведения игр по основам безопасности, участия в деятельности клубов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных миротворцев, юных спасателей и т. д.);
Воспитание семейных ценностей:
получают элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями органов государственной власти, общественными деятелями и др.);
получают первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России, нравственных взаимоотношениях в семье (в процессе бесед, тематических классных часов, проведения школьно-семейных праздников, выполнения и презентации проектов «История моей семьи», «Наши семейные традиции» и др.);
расширят опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями);
участвуют в школьных программах и проектах, направленных на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений (в рамках деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и дедушек», проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей обучающихся, детско-родительских школьных спортивных и культурных мероприятий, совместного благоустройства школьных территорий и др.).
Формирование коммуникативной культуры:
получают первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы, о правилах эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч со специалистами и др.);
развивают свои речевые способности, осваивают азы риторической компетентности (в процессе изучения учебных предметов, участия в деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных дискуссионных клубов, презентации выполненных проектов и др.);
участвуют в развитии школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле-, видеостудии);
получают первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о современных технологиях коммуникации (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч со специалистами и др.);
получают первоначальные представления о ценности и возможностях родного языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, участия в деятельности школьных кружков и клубов юного филолога и др.);
осваивают элементарные навыки межкультурной коммуникации, общаются со сверстниками – представителями разных народов, знакомятся с особенностями их языка, культуры и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников и др.).
Экологическое воспитание:
усваивают элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения учебных предметов, тематических классных часов, бесед, просмотра учебных фильмов и др.);
получают первоначальный опыт эмоциональночувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю и др.);
получают первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности (экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, участие в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей, в создании и реализации коллективных природоохранных проектов, посильное участие в деятельности детскоюношеских организаций);
при поддержке школы усваивают в семье позитивные образцы взаимодействия с природой: совместно с родителями (законными представителями) расширяют опыт общения с природой, заботятся о животных и растениях, участвуют вместе с родителями (законными представителями) в экологических мероприятиях по месту жительства;
учатся вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной и городской среде (выбрасывать мусор в специально отведенных местах, экономно использовать воду, электроэнергию, оберегать растения и животных и т. д.).
2.3.4.Модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся
Организация работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся связана с необходимостью выработки единой стратегии взаимодействия участников образовательной деятельности, реализуемой на следующих уровнях:
- научно-методологическом (уровень согласованного единства базовых педагогических принципов и подходов к воспитанию);
- программно-методическом (уровень разработки системного комплекса воспитательных программ, устранения «разрывов» в обучении и воспитании, интеграции ценностного содержания воспитания в образовательную деятельность);
- организационно-практическом (уровень преемственности практического опыта и согласованного взаимодействия коллектива педагогов, обучающихся и их родителей).
Данная модель взаимодействия базируется на сочетании двух принципов структурного взаимодействия: иерархического и сетевого.
Иерархический принцип обеспечивает концептуальную соподчиненность уровней взаимодействия субъектов образовательного пространства, сохраняя контекстуальное единство содержания и многообразие форм и методов воспитательной работы.
Практическое взаимодействие осуществляется по сетевому принципу, где каждый участник образовательной деятельности получает возможность интегрировать (концентрировать вокруг себя) педагогические и детско-родительские инициативы, конвертируя творческий потенциал личности в коллективные образовательные и социальные проекты.
Главными принципами межличностного педагогического общения в контексте реализации модели сетевого взаимодействия становятся сотворчество и взаиморазвитие, предполагающие деятельное соучастие и взаимообмен положительным опытом, содействие и взаимопомощь, согласие и взаимовыручку, взаимообучение и сотрудничество и, как результат, взаимообогащение всех участников образовательной деятельности за счет мобилизации и оптимального перераспределения методического, педагогического и административного ресурсов. Реализация названных принципов взаимодействия и общения способствует актуализации нравственного начала личности обучающегося, педагога, родителя, помогает раскрытию их творческого потенциала, развивает единый социокультурный контекст содержания обучения и воспитания.
В процессе реализации модели организации сетевого взаимодействия участников образовательной деятельности постепенно начинают рождаться новые формы творческой самоорганизации детско-родительских коллективов в виде сетевых органов самоуправления – советы детско-родительских активов. Главное отличие советов детско-родительских активов от других форм самоуправления состоит в том, что их формирование происходит не на стихийной основе, а в процессе совместной реализации системного комплекса воспитательных программ духовно-нравственной и социокультурной направленности, предполагающих активное присоединение семей воспитанников к учебно-воспитательному процессу, что способствует созданию эффективной системы общественного участия в управлении развитием образовательной организации. Представляя собой устойчивое ядро детско-родительского коллектива класса (группы), советы детско-родительских активов выполняют функцию сетевых субъектов системы общественного управления учебно-воспитательным процессом в школе.
Базовым методологическим принципом реализации модели сетевого взаимодействия участников образовательной деятельности служит принцип культуросообразности, обеспечивающий устойчивое социокультурное развитие и сохранение единства воспитательной среды современной школы в условиях открытого информационного общества.
Перечисленные принципы реализации модели сетевой организации взаимодействия согласуются с принципами, отражающими особенности организации содержания воспитания и социализации младших школьников.
Принципы и особенности организации воспитания и социализации младших школьников
|