Пятница
26.04.2024
11:22
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
МБОУ ХОТЕЕВСКАЯ ООШ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БРАСОВСКОГО РАЙОНА

ХОТЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол педагогического совета Директор МБОУ

МБОУ Брасовского района Брасовского района

Хотеевская ООШ Хотеевская ООШ

от 30.04.2015 г № 26 ___________ Ходин С.С.

Приказ № 133

от 08.05.2015 г.

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА 2015-2020 г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОТЕЕВА - 2015

 

Содержание

1. Целевой раздел………………………………………………………………………...5

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………….5

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования…………………...................................13

1.2.1. Общие положения………………………………………………………………...13

1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты…………….17

1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ

1.2.3.1. Формирование универсальных учебных действий…………………………21

1.2.3.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся……………………….26

1.2.3.3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности…………...30

1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом………………………….31

1.2.3.5. Русский язык ………………………………………………………………….33

1.2.3.6. Литература …………………………………………………………………….39

1.2.3.7. Иностранный язык. …………………………………………………………...41

1.2.3.8. История России. Всеобщая история ………………………………………...44

1.2.3.9. Обществознание ……………………………………………………………...47

1.2.3.10. География ……………………………………………………………………52

1.2.3.11. Математика. Алгебра. Геометрия ………………………………………….57

1.2.3.12. Информатика ………………………………………………………………...62

1.2.3.13. Физика ………………………………………………………………………..64

1.2.3.14. Биология ……………………………………………………………………..68

1.2.3.15. Химия ………………………………………………………………………...69

1.2.3.16. Изобразительное искусство ………………………………………………...73

1.2.3.17. Музыка ……………………………………………………………………….75

1.2.3.18. Технология …………………………………………………………………..77

1.2.3.19. Физическая культура ………………………………………………………..78

1.2.3.20. Основы безопасности жизнедеятельности ………………………………...80

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования…………………...84

1.3.1. Общие положения…………………………………………………………………84

1.3.2. Особенности оценки личностных результатов …………………………………87

1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов ……………………………88

1.3.4. Особенности оценки предметных результатов………………………………….93

1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений. …………..95

1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию ……………………………………………………….97

1.3.7. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения…………...98

 

2. Содержательный раздел…………………………………………………………...98

2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования…………………………………………………….....................................98

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов………………………...114

2.2.1. Общие положения………………………………………………………………..114

2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования……………………………………………………………………………..116

 

2.2.2.1. Русский язык ………………………………………………………………...116

2.2.2.2. Литература …………………………………………………………………..121

2.2.2.3. Иностранный язык. …………………………………………………………132

2.2.2.4. История России. Всеобщая история ……………………………………….136

2.2.2.5. Обществознание …………………………………………………………….152

2.2.2.6. География ……………………………………………………………………155

2.2.2.7. Математика. Алгебра. Геометрия ………………………………………….163

2.2.2.8. Информатика ………………………………………………………………...168

2.2.2.9. Физика ………………………………………………………………………..170

2.2.2.10. Биология ……………………………………………………………………172

2.2.2.11. Химия ……………………………………………………………………….174

2.2.2.12. Изобразительное искусство ……………………………………………….175

2.2.2.13. Музыка ……………………………………………………………………...177

2.2.2.14. Технология …………………………………………………………………178

2.2.2.15. Физическая культура ………………………………………………………178

2.2.2.16. Основы безопасности жизнедеятельности ……………………………….180

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования ……………………………………………………………………………182

2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся …………………...182

2.3.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся …………………………………………………………………………...........................184

2.3.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся …………………………………………………………………………..185

2.3.4. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся ………….187

2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися ……………………...

2.3.6. Совместная деятельность образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного

образования по социализации обучающихся ………………………………………...205

2.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся …………………………………………………………………………...........................207

2.3.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни ……………………………………………………………..208

2.3.9. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся …………………………………210

2.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся …….216

2.3.11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся ………………………………………….220

2.3.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся……………………………………………………………………………221

2.4. Программа коррекционной работы……………………………………………224

3. Организационный раздел ………………………………………………………...236

3.1.Базисный учебный план основного общего

образования ……………………………………………………………………………236

3.1.1.Календарный учебный график………………………………………………..

3.1.2. План внеурочной деятельности………………………………………………

3.2. Система условий реализации основной образовательной программы …..243

3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования ……………………………………………………………………243

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования ……………………………………………………….262

3.2.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования ……………………………………………………………………268

3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы …………………………………………………………………………….......................270

3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования ……………………......................................................275

3.2.6. Дорожная карта формирования необходимой системы условий реализации основной образовательной программы основного общего образования………….....................278

 

 

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Брасовского района Хотеевская основная общеобразовательная школа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт), на основе Примерной образовательной программы основного общего образования, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Программа разработана сроком на 5 лет (2015-2020 гг.), в течение которого возможно внесение изменений и дополнений.

Основная образовательная программа основного общего образования обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Брасовского района Хотеевская основная общеобразовательная школа в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в

Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». А именно:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и

особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации,

творческого развития;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов;

сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

 

 

 

 

Нормативное обеспечение основной образовательной программы основного общего образования:

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  2. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией Генеральной

Ассамблеи ООН от 20.11.1989 № 44/25;

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, подготовленная Институтом стратегических исследований в образовании РАО;
  4. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
  5. Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
  6. Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
  7. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
  8. Устав МБОУ Брасовского района Хотеевская основная общеобразовательная школа.

 

Информационная справка о МБОУ Брасовского района

Хотеевская основная общеобразовательная школа

Нормативно-правовые документы,

регламентирующие образовательную деятельность

Учредитель школы - Администрация Брасовского района Брянской области.

Вышестоящий орган управления – отдел образования администрации Брасовского района Брянской области.

Деятельность школы регламентируется следующими нормативными документами:

  • Уставом школы, утвержденным Постановлением администрации Брасовского района Брянской области от 22 октября 2015 года № 428
  • Лицензией (Серия 32 № 000729 регистрационный номер 2306 от 27 февраля 2012 года)
  • Свидетельством о государственной аккредитации (Серия 32А02

№ 0000046, регистрационный номер 119, дата выдачи 15 июня

2015 года, срок действия – до 15 июня 2027 года)

Регистрационные данные:

  • ОГРН 1023202536466
  • ИНН 3206003699

Юридический адрес: 242315, Брянская область, Брасовский район,

с. Хотеева, ул. Молодежная, 18

Фактический адрес: 242315, Брянская область, Брасовский район, с. Хотеева, ул. Молодежная, 18

Общее количество учащихся и режим работы школы

Общая численность учащихся –11;

Количество классов – 6 Временные характеристики образовательного процесса