МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БРАСОВСКОГО РАЙОНА
ХОТЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Директор МБОУ
Хотеевская ООШ
- совета _________ Ходин С.С.
МБОУ Хотееская ООШ Приказ № 133
Протокол № 26 от 08.05.2015 г.
от 30.04.2015 г.
основная образовательная программа
начального общего образования
на 2015-2019 г.г.
ХОТЕЕВА-2015
Содержание
Общие положения................................................................................................................................ 3
1..... Целевой раздел............................................................................................................................ 5
1.1. Пояснительная записка....................................................................................................................................... 5
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП 12
- Формирование универсальных учебных действий.................................................... 16
- Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)................................... 22
- Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты) 25
- Русский язык...................................................................................................................................... 29
- Литературное чтение.................................................................................................................. 35
- Иностранный язык (английский)...................................................................................... 41
- Математика и информатика.................................................................................................. 46
- Основы религиозных культур и светской этики..................................................... 50
- Окружающий мир........................................................................................................................... 54
- Изобразительное искусство................................................................................................... 58
- Музыка................................................................................................................................................... 63
1.2.10............................................................................................................ Технология 68
1.2.11........................................................................................... Физическая культура 72
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы................................................................................................................................. 75
2..... Содержательный раздел...................................................................................................... 950
2.1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий 950
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов.............................................................. 127
- Общие положения................................................................................................................................... 127
- Основное содержание учебных предметов......................................................................... 130
- Русский язык............................................................................................................................ 130
- Литературное чтение........................................................................................................ 137
- Иностранный язык.............................................................................................................. 142
- Математика и информатика......................................................................................... 147
- Окружающий мир................................................................................................................. 149
- Основы религиозных культур и светской этики........................................... 155
- Изобразительное искусство......................................................................................... 157
- Музыка.......................................................................................................................................... 162
- Технология................................................................................................................................ 178
2.2.2.10. Физическая культура......................................................................................................... 181
2.3. Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования...................................................................................................................... 187
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 250
2.5. Программа коррекционной работы.................................................................................................... 261
3..... Организационный раздел...........................................................................................................
....... Примерный учебный план начального общего образования........................................
3.2. План внеурочной деятельности.............................................................................................................. 279
3.3. Система условий реализации основной образовательной программы.................... 284
- Кадровые условия реализации основной образовательной программы..... 284
- Психологопедагогические условия реализации основной образовательной программы.................................................................................................................................................... 289
- Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы 291
- Материально-технические условия реализации основной образовательной программы 302
- Информационнометодические условия реализации основной образовательной программы.................................................................................................................................................... 305
3.3.6. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий …….………... 333
Общие положения
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Брасовского района Хоеевская основная общеобразовательная школа (далее – ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования.
Содержание основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Брасовского района Хотеевская основная общеобразовательная школа отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствиис требованиями ФГОС НОО и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
- программы отдельных учебных предметов, курсов;
- программу духовнонравственного развития, воспитания обучающихся;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
- учебный план начального общего образования;
- план внеурочной деятельности;
- календарный учебный график;
- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
МБОУ Брасовского района Хотеевская основная общеобразовательная школа, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:
- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности;
- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формированиии обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательной организацией договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы
- Целевой раздел
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации МБОУ Брасовского района Хотеевская основная общеобразовательная школа основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, духовнонравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее-дети с ОВЗ);
- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектноисследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
- использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося(в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьника основ умения учиться
и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
- центральные психологические новообразования, формируемые на данномуровне образования: словеснологическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаковосимволическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
- развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования.
|