1. Государственный заказ (определяется основными идеями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», федеральными государственными образовательными стандартами);
2. Потребности обучающихся и ожидания родителей, которые предъявляют требования:
2.1. К содержанию образования - качественно новое содержание образования, предоставляющее возможность становления свободной и ответственной личности, владеющей опытом выполнения специфических личностных действий, избирательности, жизненного самоопределения.
2.2. К результатам образования:
· обеспечение получения основного общего и среднего общего образования, необходимого для продолжения обучения на следующих ступенях обучения;
· воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, высокой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие.
2.3. К педагогическому коллективу - необходимая и достаточная подготовка, образованность, стремление к поддержке и развитию обучающихся, к конструктивному взаимодействию с их родителями (законными представителями), к удовлетворению запросов на получение современного среднего общего образования.
3. Средние специальные и высшие учебные заведения как основные «потребители» выпускников школы.
Основными идеями концепции, которые позволяют раскрыть сущность приоритетных направлений развития школы, являются:
помощь обучающимся в выборе будущей профессии, в становлении самостоятельными творческими и уверенными в себе людьми;
стимулирование стремления к успеху учителя через совершенствование педагогического мастерства и повышение квалификации педагога;
развитие школы как открытой, саморазвивающейся системы, взаимодействующей с социумом.
В соответствии с основными целями концепции выделены следующие направления деятельности школы:
- переход на новые образовательные стандарты,
- развитие системы поддержки талантливых детей,
- совершенствование учительского корпуса,
- изменение школьной инфраструктуры,
- сохранение и укрепление здоровья школьников.
1.4. Цели и задачи образовательной деятельности.
Цели и задачи данной Программы направлены на:
осуществление национально-региональной образовательной политики, позволяющей формировать и сохранять единое образовательное пространство, а также совершенствовать образовательный процесс;
реализацию федерального и национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта;
обеспечение и повышение доступности, качества и эффективности общего образования на уровне государственного образовательного стандарта;
создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся с учетом их психофизических особенностей, учебных способностей и склонностей;
сохранение здоровья учащихся и формирование навыков здорового образа жизни;
обеспечение преемственности образовательных программ на разных уровнях общего образования;
обеспечение социальной защищенности учащихся.
Цель программы:
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФК ГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, через систему секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Одной из целей Основной образовательной программы основного общего образования является создание в школе воспитательной среды гуманистического типа, способствующей формированию гармонично развитой личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации и саморефлексии, и реализуется через Программу воспитательной работы.
Стратегической целью программы школы является проектирование образовательного пространства для интеллектуального, физического и эмоционального развития обучающихся. Формирование компетентной личности, готовой к осознанному выбору дальнейшего пути обучения.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
-
- Особенности основного уровня образования.
Программа сформирована с учётом особенностей уровня основного общего образования.
В основной школе с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам, а с другой – создаются условия для осознанного выбора учащимися профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного среднего общего образования.
Цель обучения на основном уровне – формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Достижение уровня функциональной грамотности на основе успешного освоения образовательных областей и дисциплин базисного учебного плана в соответствии с Государственным стандартом, подготовка к продолжению образования в профессиональной или общеобразовательной школе.
Содержание обучения в 5-9 классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.
В процессе освоения содержания основного образования создаются условия для формирования у учащихся умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
Приоритетным направлением основной школы является ориентация содержания образования на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на этапе обучения в основной школе.
2.2. Стратегические характеристики Программы.
В Программе отражены характерные для подросткового возраста (от 14 до 15 лет) особенности, которые характеризуются:
бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
2.3. Адресность Программы.
Адресатом Программы являются учащиеся 8-9 классов.
2.4. Используемые в образовательном процессе технологии.
В основе реализации Программы лежат следующие образовательные технологии:
1. Системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития учащихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.
2. Проблемное обучение, которое предполагает:
связь обучения с жизнью - использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности;
интеллектуальную деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления;
систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся;
индивидуализацию, которая обусловлена главным образом наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым учеником воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождении тех или иных путей их доказательства;
высокую эмоциональную активность ученика, обусловленную, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность ученика органически связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности;
новое соотношение индукции и дедукции (усиление значения второго пути познания) и новое соотношение репродуктивного и продуктивного, в том числе творческого, усвоения знаний, повышая роль именно творческой познавательной деятельности учащихся.
3. Проектные технологии, которые предполагают:
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;
овладение способом достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом;
самостоятельность мышления, нахождение и решение проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи;
ориентация на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
комплексный подход к разработке учебных проектов, что способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
|